Экономический
потенциал, инвестиционная привлекательность национальных недр, энергетическая безопасность и суверенитет страны зависят в том числе от применяемой в стране системы оценки и подтверждения запасов полезных ископаемых. Причем применяемая система зависит не только от признаваемой всеми участниками процесса методологии оценки запасов, немаловажным является и доверие к лицам или организациям, которые выполняют аудит или экспертизу запасов полезных ископаемых.
До 2022 г. аудит запасов углеводородного сырья в России, как и во многих странах Мира, выполнялся силами западных аудиторских компаний, подотчетных Комиссии по ценным бумагам США. Однако в России за последние 10-15 лет сложилась практика привлечения российскими банками отечественных аудиторских компаний для проведения аудита запасов УВС с целью оценки инвестиционных рисков.
Наряду с этим, почти 100 лет в России существует Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, осуществляемая силами экспертов, которая призвана защищать интересы государства – собственника недр.
Таким образом, цель создания системы суверенного аудита запасов - объединить интересы государства, недропользователей, финансовых институтов, аудиторских компаний и экспертов для создания единой системы оценки и подтверждения запасов полезных ископаемых, а также получить признание странами-партнерами ее ключевых элементов (методологии оценки запасов и компетентных лиц).
Для повышения доверия к предлагаемой системе подтверждения запасов полезных ископаемых (экспертизы и аудита) как внутри России, так и в странах-партнерах необходимо создание понятных, прозрачных, основанных на лучших отечественных и международных практиках механизмов оценки запасов и привлечения экспертов.
Темы для обсуждения на круглом столе- Методология оценки запасов: соответствие/ несоответствие РКЗ и PRMS (мифы и реальность); вероятностные подходы при оценке запасов; связующие документы между РКЗ, РКООН, PRMS и другими национальными классификациями мира. Что уже сделано, что делается, что нужно сделать? Какие есть риски и неопределенности?
- Механизмы признания российских экспертов и Компетентных лиц в России и странах-партнерах. Как обеспечить к ним доверие всеми заинтересованными лицами? Какие есть риски и неопределенности? Что уже сделано, что делается, что нужно сделать?
- Аудит и ГКЗ. Есть ли пересечения и в чем разница.